Логотип сайта

С тех самых пор, как появилась геральдика, она была ориентирована на щит как основной элемент для помещения в него геральдических фигур. Наличие всех других частей герба — таких как клейнод, намет, бурелет, корона и щитодержатели — зависит от общей геральдической композиции. И если известно множество примеров дарования армигеру щита как такового, никому не мог быть пожалован клейнод, если только этой семье ранее не был пожалован щит. Хотя геральдические символы часто помещаются на различные предметы (такие, например, как упомянутые уже знамена или плащи), все же щит считается геральдической платформой, базой, основой, не имеющей себе равных в тонком искусстве геральдики.

Ранние гербовые щиты

С самого начала организованных военных игр и боев щит играл основную роль в защите сражавшихся и использовался для того, чтобы остановить меч, топор или стрелу. Если оружие проходило эту первую линию защиты, то у воина оставались только надетые на тело доспехи и его собственное боевое умение, чтобы спасти жизнь.

Древние греки использовали круглые щиты, тогда как римляне предпочитали большие прямоугольные с несколько закругленными концами. Солдаты каждой страны украшали свои щиты различными символами: они могли быть национальными, полковыми или семейными по своему характеру, но при этом, как правило, они не были действительно геральдическими, очень редко — имели личную принадлежность, но ко всему прочему еще и не имели никакого наследственного смысла и значения.

Конструкция щита

В начале геральдической истории, во второй половине XII столетия, щит был таким длинным, что закрывал почти половину туловища несущего его воина. Обычно он был выгнут для того, чтобы идеально подходить к фигуре. Щиты, использовавшиеся в битве при Гастингсе, имели форму «воздушного змея», переводя дословно с английского, или обратнокаплевидную, говоря языком геральдики. Такой тип щитов продолжал использоваться до начала 1200-х годов, хотя к тому времени верхний край щита стал уже прямым. Постепенно, по мере возрастания употребления так называемых пластинчатых доспехов, щит уменьшался в размерах до тех пор, пока не стал приблизительно равняться одной третьей части роста воина. Отметим, что и в Древней Руси такая форма щита была весьма популярна, почему ее часто называют «древнерусской».

Дошедшие до нас средневековые щиты доказывают, что обычно такие личные средства защиты были сделаны из деревянных листов, склеенных между собой, материал напоминает нынешнюю слоеную фанеру. Несколько листов грубой древесины например бука или липы, расфальцовывались и склеивались при помощи очень сильного клея, называемого «maroufle».

Древесина была весьма полезным и практичным материалом в битве, так как меч противника скорее застревал в ней, нежели отскакивал, и это могло дать владельцу щита секундное преимущество, которое порой и могло определить тонкую грань между жизнью и смертью… Щит часто покрывался кожей (лошадиной, ослиной или оленьей), пергаменом или льном. Кожа сначала варилась в масле для изготовления так называемого «cuir-bouilli», другого хорошо защищающего материала. Часто внешняя сторона покрывалась затем гипсом или мелкой штукатуркой, на которых мог быть выполнен украшающий узор, напоминающий орнамент, сотканный на парче. На гипсовую поверхность щита и наносились геральдические символы хозяина щита. Они могли быть как нарисованы на поверхности, так и выдавлены небольшим рельефом.

Оснащение щита

Щиту придавалась большая прочность посредством вбитых в него гвоздей с большими шляпками, металлических лент или другой арматуры. Некоторые из этих «добавок», вероятно, дали толчок развитию ряда геральдических фигур. В качестве примера использования такой «конструктивистской» геральдики приведем большую англо-нормандскую семью Мандевиллей, чей геральдический «эскарбункл» (колесообразный символ в центре щита), вероятно, восходит к древней металлической круглой пластине, использовавшейся кем-то из этой семьи на боевом щите. Герб графа Конрада II Эттингена (приблизительно 1229 год) имеет в основе «косой крест», который, вероятно, происходит от пересекающихся усиливающих щит металлических лент, а гербовые фигуры на щите Реджинальда де Валлетура из Корнуолла, появившиеся еще во времена короля Джона, демонстрируют, по-видимому, не только деревянную основу и каркас щита, но и усиливающую его кайму с гвоздями. Также возможно, что цепь в гербе Наварры берет свое начало от похожей модели щита. Даже крапивный лист герба Гольштейнов, вероятно, имеет в качестве основы зазубренный элемент металлического бордюра.

Различные материалы, от кожи до прошитой и набитой ткани, использовались для внутренней стороны щита. К ней также крепились ремешки и набитые подушки. Последние позволяли несущему щит воину чувствовать себя комфортнее, а главное — смягчить удары меча или топора в бою. Большинство средневековых щитов имели форму, которая соответствовала форме человеческого тела. Естественно, щит не мог носиться постоянно.

Когда он действительно не требовался, его подвешивали через плечо кожаным ремешком, получившим название «guige».

Турнирный щит

рыцари участники турнира
Рыцари-участники в турнире XV столетия держат вогнутые щиты, специально сконструированные для поединка.

С конца XIV столетия появилась новая форма щита, специально для использования на турнирах. Щит принял форму прямоугольника со скругленными краями обычно со слегка вогнутыми сторонами и верхним краем и с выпуклым основанием. Тогда как боевой щит сохранял «варяжскую» форму веками, его использовавшийся для турниров собрат стал более декоративным предметом, с фестонными краями и рифлением. Турнирный щит часто имел продуманные символы (иногда они были частично геральдическими, но чаще нет), которые демонстрировали самоуверенные знаки любви и бравады — первые для дам, восседавших в смотровых галереях вокруг арены, последние — для любых возможных соперников. Для использования на рыцарском поединке щит должен был также иметь специальный вырез, сделанный в верхнем правом углу для того, чтобы облегчить удерживание копья. В конце XV столетия оружейная сноровка и мастерство развились до такой степени, что специальные заклепки и болты часто присоединялись к пластинам корпуса щита для принятия копья и дополнительной защиты. Даже был создан особый турнирный щит, который действительно мог быть зафиксирован на грудной пластине доспехов своего владельца, а копье укладывалось в специальную выемку в углу щита.

памятник графу Херефорду
Этот памятник графу Херефорду с 1621 года свидетельствует о том, как сам щит начал терять военный внешний вид.

Щит в геральдике

Исключительно для геральдических целей щит стал иметь две основные разновидности. Первая — это сам боевой щит, на котором изображалась геральдическая композиция — герб мужчины. И вторая — это ромб, фигура, используемая для помещения в него герба женщины. Фактически форма щита существенно варьировалась, трансформировалась и развивалась на протяжении веков и могла многое рассказать и о периоде, когда он был использован, и даже о стране происхождения владельца. Турнирный щит сохранился в геральдике и вместе со щитом «варяжской» формы часто изображался с наклоном в одну сторону. В этом нет ничего геральдически важного и принципиального: вместе со всеми элементами причудливо оформленные щиты, которые появлялись на бумаге или в элементах архитектуры, просто отражали художественный стиль того периода, когда использовались.

щиты в геральдике
справа: простой щит «варяжской» формы конца ХII. По мере того как художественные формы изменялись на более утонченные и изысканные - то же самое происходило и с геральдическим щитом, хотя в данном случае выемка для копья в верхней части все еще имеется.

Мода в геральдическом искусстве

С XII до XVI столетия формы геральдических щитов следовали моделям настоящих своих аналогов, использовавшихся в битвах, но после эпохи Возрождения художественные вольности нашли свое место буквально во всех способах украшения чего бы то ни было, включая геральдику. Художники и граверы рассматривали как сам щит, так и военное снаряжение вокруг него в качестве идеальных объектов для декорирования. Гербы помещались в богато украшенные и задрапированные гирляндами рамки, которые поддерживали херувимы, а позже во многих случаях реальные гербы появлялись как часть декора.

мода в геральдике
С приходом эпохи Возрождения намет и шлем стали более замысловатыми, как на этом примере, относящемся к середине XVI столетия.

Обращение эпохи Возрождения с геральдикой было несравнимым со стилем рококо XVIII века, когда щиты перестали напоминать привычные и характерные для них формы, а вместо этого стали витиеватыми и скрученными, напоминая внутреннюю сторону морской раковины.

Геральдический щит принял формы, которые средневековый рыцарь пробивал бы с легкостью. Естественно, края в виде свитка и фантастические гофрировки такого щита принесли бы больше урона, чем смогли бы выполнять защитные функции. Если бы воин в реальности имел такой щит на поле битвы, копье врага нашло бы множество удобных точек для атаки, и в этом плане простые и четкие линии средневекового щита были многократно надежнее.

Расцвет геральдических изображений приходится на фантастический период рококо, когда сами гербы стали просто неким «извинением» для вычурной рамки.

примеры щитов
Щит в форме лошадиной головы и в форме слезы — оба были наиболее популярными в Италии с точки зрения помещения в них геральдических изображений.

Стиль рококо появился вследствие великого периода художественного и архитектурного триумфа — барокко.

Ни один из тех людей, кто посетил Рим, не мог остаться безразличным к размаху, с которым папы того периода щедро украшали город геральдическими атрибутами, каждый из последую- щих как будто старался перещеголять предыдущего, размещая свой герб на воротах и триумфальных арках, а также на обелисках. Величайшим примером геральдической демонстрации можно считать проект церкви Сант’Иво алла Сапиенца в Риме. Так как папа Урбан VIII (1623—1644 годы) был членом семьи Барберини, говорят, что архитектор Франческо Борромини основал свой проект на изображении геральдических пчел, которые присутствуют на гербе Барберини.

Экслибрис XVIII столетия
Экслибрис XVIII столетия показывает вычурность геральдического стиля эпохи рококо.

Сложность и помрачение рассудка

По крайней мере, в период рококо был хоть какой-то стиль, даже если геральдика и втискивалась в определенные формы той эпохи. То, что последовало в конце XVIII — начале XIX столетия, может быть описано только как геральдическая депрессия. Щиты стали толстыми и непривлекательными, с маленькими шлемами, взгроможденными на них. Неимоверные клейноды и еще более безразмерные венки украшали эту нелепицу, хотя каждый едва ли не спадал с вершины шлема, на которой они должны были бы крепиться. Возможно, конечно, и была необходимость в том, чтобы щиты были толстыми, при условии всей сложности изображений на них, которые иногда доходили до целых пейзажей или исторических событий…

Формы щитов

Эти иллюстрации показывают, как геральдический щит развивался от традиционной формы «подошвы утюга» через турнирный щит с выемкой, сложности эпохи Возрождения и рококо и вернулся назад к простым формам в современной геральдике (включая и щит в виде ромба для женщин).

формы щитов